«Дивный сад художника Налимова»

Чем дольше всматриваешься в эти изящные миниатюрные изделия, тем труднее оторвать от них взгляд. Неужели все это - до тончайшего изгиба лепестка и мельчайшей бусинки ягодки - сотворено из дерева руками человека? И что это за удивительная техника резьбы, которая сродни ювелирному искусству? Об этом мы беседуем с автором работ, представленных в новокузнецкой галереи "Узоры", художником Владимиром Налимовым.

Эта техника, действительно, близка к ювелирной, только ювелиры работают с металлом,камнем, а я - с деревом. Подобного, могу точно сказать, пока нет ни у одного мастера. Это подтвердили выставки, где были представлены мои работы: в Новокузнецком художественном музее, в городской галерее "Творчество", на ярмарке "Сибсамоцветы" в Новосибирске (здесь коллекция В.Л. Налимова была удостоена Большой золотой медали. - ред.), в московской выставке "Русское чудо".

Я начинал художником-оформителем на ЗМСК, параллельно учился Московском зачном народном университете искусств на отделении станковой живописи. Писал натюрморты, пейзажи, портреты, потом потянуло к дереву. От крупных вещей - резной мебели - перешел к бижутерии из дерева. Но все время чувствовал, что это не мое, продолжал поиски. Они были мучительными, долгими; тем ли я занимаюсь, нужно ли это вообще? Но что-то подсказывало, что надо продолжать. В конце концов, года три назад пришел к общей идее, к этим композициям, которыми теперь занимаюсь уже целенаправлено.

Почему именно в этой технике вам интересно работать? Это ведь чрезвычайно кропотливый труд?

Трудно односложно ответить. Мне всегда были интересны растения, с малых лет (а я рос в деревне, в Алтайском крае) засматривался на строение того или иного цветка. Немаловажным, очевидно, было и то, что я "варился в собственном соку". Мастерство накапливалось по крупицам, годами. У меня много работ, которыя я нигде не выставляю. Но без них не было бы этой коллекции, на них я отрабатываю свою технологию.

Безусловно, эта техника требует и особых качеств характера: здесь важны терпение, усидчивость, кропотливость. Ведь мне приходится работать с твердыми породами дерева, мягкие для миниатюр не годятся. Все в совокупности, очевидно, и помогло найти мне то, в чем я могу выразить себя полностью.

Творческий процесс с его подсознательными "слагаемыми" трудно расчленить, разложить по полочкам. И все же, что является благотворным для вас в зарождении новых замыслов?

Какие-то идеи появляются, когда бываю на выставках или читаю литературу. Нередко - когда слушаю музыку, а пристрастия здесь широки: от классики до тяжелого рока. Зачастую в том или ином настроении, которое создает эта музыка, и возникают новые идеи, замыслы. В зависимости от сложности отдельная композиция может создаваться несколько недель, иногда больше месяца. Порой работу приходится откладывать - не пошла... Потом появляется свежая мысль, возвращаешься к незаконченной миниатюре.

Работаю с разными породами дерева, стараюсь использовать и своеобразие: ведь у каждого из них свой цвет, рисунок. И здесь очень важно сделать нужный срез, правильно отшлифовать чтобы в полной мере выявились эти свойства, о которых мы зачастую даже не подозреваем. Так что, можно сказать, у моих миниатюр два художника: природа как творец дерева и я, помогающий особой пластикой своих композиций увидеть красоту этого дерева.

Источник: "ЭХО Кузбасса"; подписано в печать 18.04.02 Валентина Горцева.